
Александра и Вероника нашли общие интересы. Они часто ездят по делам наставницы, им нравится проводить время вместе, гулять. Они даже ходят в кино – и всегда берут попкорн. Иногда у девочки бывают спады настроения, но она не уходит в себя, а делится с наставницей своими страхами.
Александра поддерживает Веронику: она видит в ней уже не подростка, а взрослую, состоявшуюся личность, со своим прошлым, своей болью, а главное – своим будущим. Она стала ее взрослым другом.
Этого бы не случилось без постоянной поддержки психологов и команды проекта «Наставничество». Александра на связи со специалистами практически все время. У нее всегда возникали вопросы: как отреагировать на те или иные слова девочки, что сделать, когда она грустит, как ее поддержать и что сказать в нужный момент? Психолог всегда давал ей ценный совет.
- Во-первых, наставница не стала сразу расспрашивать ребенка о его прошлом, не напоминала ей о травме.
Девочке было важно самостоятельно пройти через все стадии переживания горя. Она сама рассказала обо всем , когда пришло время.
- Во-вторых, Александра была искренней и честно говорила о своих чувствах.
Она не оценивала родителей или других участников прошлого ребенка.
Она говорила: «Мне жаль, что тебе пришлось это пережить», «На твоем месте я бы тоже злилась», «Мне грустно, что с тобой это произошло». Часто дети не спрашивают советов, они просто хотят, чтобы их выслушали.
- В-третьих, Александра уважала Веронику, которая доверила ей часть своего прошлого.
Наставники не распространяют информацию о детях и их историях. Все вопросы обсуждаются только на закрытых встречах с психологом. Это дает детям чувство безопасности и уверенности в своем взрослом друге.
И главное: в основе их отношений лежит честность. Саша сразу сказала, что пришла к Веронике быть другом. Это не подмена приемной семье.
Вероника уже взрослая, через год она выпустится из детского дома и начнет самостоятельную жизнь. И пока она ей нужна, с ней рядом будет наставница. Сейчас Александра – одна из самых близких людей для девочки.
Что еще нужно знать о проекте «Наставничество» Например, то, что подростков из детских домов забирают в семью реже, чем детей младшего возраста, ведь «с ними сложнее». Когда ребята никому не нужны, никто не хочет выслушать то, что гложет их годами, – они находят негативные способы привлечь к себе внимание.

Механизм простой: «Вы меня не видите? Сейчас я вам такое покажу, что не сможете не увидеть».
Дети попадают в «плохие компании», пробуют наркотики, совершают преступления, потому что рядом нет близкого человека, которому можно довериться. Им попросту не у кого учиться самостоятельной жизни, они не знают, как выглядит счастливая семья, перед глазами нет примера состоявшегося близкого взрослого.
Уже почти 6 лет проект «Наставничество» пытается изменить эту ситуацию в детских домах Новосибирска, Томска, Иркутска, Калининграда, Нижнего Новгорода, Перми и Уфы.
Неравнодушных взрослых, которые дружат с подростками из детских домов, здесь называют наставниками. Именно они помогают ребятам лучше узнать мир за пределами учреждения, определиться с колледжем или техникумом после выпуска, переехать в общежитие.

Старшие друзья всегда на связи с детьми и готовы помочь в трудной ситуации: дать совет или поделиться жизненным опытом.
«Воспитателей в детских домах зачастую “не хватает” на всех детей, – объясняет куратор проекта. – У них не всегда есть время на то, чтобы поговорить с каждым из них по душам.
Главная цель нашего проекта – выстраивание дружеских отношений между наставником и ребенком. Именно дружба мотивирует потом взрослых помогать подросткам социализироваться и подготовиться к самостоятельной жизни».
Детский благотворительный фонд «Солнечный город» собирает 672 000 рублей на поддержку проекта «Наставничество» в Иркутске. Эта сумма пойдет на оплату работы куратора и психолога проекта в 2020 году.
Давайте сделаем так, чтобы у иркутских детей, оставшихся без мамы и папы, появились старшие друзья!
Фонд
|
Детский благотворительный фонд «Солнечный город» |
Сайт
|
http://www.sgdeti.ru/ |